По случаю, в связи с обдумыванием в рамках теории Синего мира, некоторых аспектов понятия "цивилизация", залез в Юрия Лотмана. Прочитал его, как пишут, "основополагающую статью":
О метаязыке типологических описаний культуры
// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллин, 1992. - Т.1. - С. 386 - 392.
Подумалось: с телепатами и Петриками все легко. Сказал телепат, что может читать мысли, докажи. Сказал Петрик, что воду чистит - предъяви. Все просто. А что вот с такими вот проходимцами, псевдоучеными и шизофрениками, как Лотман, делать? - Ума не приложу. ТОМА белиберды и философствования на пустом месте... Не. Ну просто прелесть:
"В настоящей работе предпринимается попытка построения метаязыка описания культуры на основе пространственных моделей, в частности, аппарата топологии — математической дисциплины, изучающей свойства фигур, не изменяющиеся при гомеоморфных преобразованиях. Высказывается предположение, что аппарат описания топологических свойств фигур и траекторий может быть использован в качестве метаязыка при изучении типологии культуры."
В чем топология? А вот она:
6.1. Укажем на некоторые типы наиболее простых разграничений пространства культуры.
6.1.1. Дано двумерное (плоское) пространство. Оно разделено границей на две части, причем в одной из них оказывается ограниченное, а в другой — безграничное количество точек. (Это, как говорят в Одессе, как-то особенного - СЛ). Таким образом, что обе они вместе составляют универсальное множество. Из этого положения вытекает, что граница в данном случае должна быть замкнутой кривой, гомеоморфной окружности. Тогда граница делит плоскость на две области — внешнюю (ВШ) и внутреннюю (ВН) (рис. 1).
Самой простой семантической интерпретацией такой модели культуры будет оппозиция:
6.1.2. Совмещенность определенного пространства с точкой зрения носителя текста задает ориентацию модели культуры этого типа1. Прямой направленностью мы будем называть ориентацию, возникшую при совмещении точки зрения текста и внутреннего пространства модели культуры (рис. 2), обращенной — совмещение точки зрения текста с точками внешнего пространства (рис. 3). При прямой направленности вектор ориентации направлен от центра внутреннего пространства, при обращенной — к центру.
Лемма Жордана, блин...
...И весь этот ужас, летящий на крыльях ночи, интеллигенция почитает за Великую Науку. Что удивляться популярности в иных кругах Кургиняна с его модерном, постмодерном, наномодерном, киломодерном, гипермодерном и супермодерном.
Аминь.
PS. Новое определение истинного интеллигента: Истинный интеллигент - это тот, для кого "совмещенность определенного пространства с точкой зрения носителя текста задает ориентацию модели культуры."